/ Новости  / Засечный Рубеж / Совет Домовых комитетов /


Владимир ТИМАКОВ, официальный сайт


06 мая'20 /13:13

Владимир Тимаков: Полумеры в борьбе с коронавирусом не приносят результатов

 

После двух точных прогнозов по коронавирусной эпидемии, ко мне всё чаще обращаются с вопросами: когда будет пройден пик? Когда выйдем на плато? А проще, если перевести это с медицинского на русский: когда кончится самоизоляция и можно будет свободно жить прежней жизнью?

 

Я не врач, не сотрудник Роспотребнадзора. Но образование, полученное на биофаке МГУ, плюс опыт работы с российской демографией, видимо, позволяют  оценивать некоторые эпидемические закономерности точнее, чем   это делают медицинские и политические светила. Во всяком случае, в начале марта мне удалось с точностью до одного дня предсказать, когда в России будет тысяча заражённых, а в начале апреля – опять же с точностью до одного дня назвать дату, когда мы перейдём стотысячный рубеж (см. "До конца апреля эпидемия продолжит нарастать. Прогноз нашего завтра на основе зарубежного опыта").

Не стремлюсь занять место Ванги и не претендую на полноту научного анализа. Мы слишком мало знаем о коронавирусе, чтобы точно просчитать будущее. Поэтому всякий, кто вещает об эпидемии с абсолютной убеждённостью в своей правоте – заведомый шарлатан. Но некоторые общие вещи уже ясны настолько, что с высокой уверенностью можно предсказать: никакого «пика» и никакого «плато» ни после майских праздников, ни к началу лета, ни вообще в обозримом будущем ждать не приходится. При тех мерах, которые до сих пор предпринимались и предпринимаются в нашей стране, остановить эпидемию невозможно.

О скором выходе на «плато» заговорили после 19 апреля, когда ежедневный прирост заражённых достиг 6060 человек, а потом до 29 апреля включительно, либо не превосходил эту цифру, либо превосходил незначительно, на 200-300 случаев. По сравнению со второй декадой апреля, когда число новых инфицированных ежедневно росло примерно на 20 %, это действительно выглядело как стабилизация, как долгожданное «плато».  

 

Таблица 1. Выявление новых случаев заражения коронавирусом с 13 апреля по 4 мая

 

13.04

16.04

19.04

22.04

25.04

28.04

01.05

04.05

Новых заражений

2558

3448

6060

5236

5966

6411

7933

10 581

 

Но это никак нельзя было называть «плато». Говорить о стабилизации можно лишь тогда, когда число новых заражений равно числу ежедневно выздоравливающих. Тогда общее количество носителей вируса не меняется, нагрузка на медицину не растёт.  А о пройденном пике можно говорить, когда  численность носителей пойдёт на убыль, станет выздоравливать больше людей, чем заражаться. У нас же всё это время выздоравливало намного меньше, чем заражалось, и даже во второй декаде апреля общее количество инфицированных продолжало довольно быстро расти. А начиная с 30 апреля, наблюдается очевидный  всплеск новых заражений, эпидемия словно приобрела «второе дыхание».

 

Таблица 2. Динамика заражений, выздоровлений и числа активных носителей

 

13.04

16.04

19.04

22.04

25.04

28.04

01.05

04.05

Новых заражений (чел.)

2558

3448

6060

5236

5966

6411

7933

10 581

Выздоровело (чел.)

179

418

234

547

682

1108

1601

1456

Активных носителей (тыс.)

16,7

25,4

39,3

53,1

67,6

84,2

100,0

125,8

Примечание: число активных носителей определяется как общее число заражённых, выявленных к искомой дате, минус сумма умерших и выздоровевших

 

Как видим, число выздоровевших за сутки всё это время у нас было почти на порядок меньше числа новых заражённых, что характерно вовсе не для «плато», а для фазы активного подъёма. В итоге даже за период кажущейся стабильности, с 19 по 28 апреля, общее количество активных носителей вируса более чем удвоилось. Если экстраполировать такую «стабильность» в будущее, то уже в июне можно получить свыше миллиона инфицированных, что, безусловно, чревато таким же коллапсом отечественного здравоохранения, как в Нью-Йорке или итальянской Ломбардии, но уже в масштабах не отдельной административной единицы, а целой страны. Поэтому строить иллюзии о близком «плато» нельзя было даже в конце апреля, а уж сейчас, на фоне майского всплеска новых заражений, и подавно.

Многие из нас смотрят на эпидемию как на чисто природное явление, как на грозу или засуху: вот она началась независимо от нас, вот достигла пика, вот пошла на убыль. Все природные явления когда-то проходят, надо только выучиться ждать. И наше сидение по домам в период самоизоляции зачастую тоже воспринимается как сидение в плохую погоду: чтобы переждать дождь. Ну когда же, когда он закончится?

В том-то и дело, что эта эпидемия – не совсем природное явление. То есть, природное, конечно, если считать частью природы самого человека. В этом смысле эпидемия больше напоминает антропогенные процессы, вроде сельского хозяйства. Картошка не вырастет, если человек её не посадит. Вирус не будет размножаться, если человек не даст ему такой возможности.

Поэтому смотреть на другие страны и прогнозировать замедление эпидемии на основе их данных невозможно. В каждой стране эпидемия замедляется настолько, насколько ей противостоят нация и государство. В Китае ввели жесточайший карантин и улицы опустели - за февраль-март коронавирус был побеждён полностью. В Италии испугались массовых смертей и попрятались по домам сами – за апрель число ежедневных заражений сократилось в пять раз. У нас пока нет ни приказа сидеть по домам, ни страха массовой смертности, часть людей добровольно сократила число выходов, часть гуляет свободно – так какого «плато» мы ждём?

Если вместо 146 миллионов потенциальных жертв коронавируса на улицах осталось 50 или 100, разве это остановит эпидемию?  В лучшем случае притормозит темп распространения. Но коронавирус никуда не торопится, он пришёл всерьёз и надолго. Пока одно сидят по квартирам, он будет поражать тех, кто ведёт прежний образ жизни, а потом дождётся и тех, кому надоест бесконечными месяцами прятаться.

Несложно догадаться, чем было вызвано замедление российских темпов эпидемии в третьей декаде апреля. После выступления Президента в конце марта и объявления первой нерабочей недели многие поняли, что коронавирус – не фейк, и угроза достаточно серьёзна. В короткие сроки плотность  машин и пешеходов в наших городах заметно убавилась. Это сказалось примерно две-три недели спустя, поскольку развитие эпидемии, как любое движение, имеет свою инерцию. В результате с 19 по 29 апреля выявление  новых случаев затормозилось у отметки 6 тысяч в день.

Однако выдержать целый месяц добровольной самоизоляции – задача не из лёгких. Постепенно люди осмелели. Тем более, что Россия ещё не пережила ужасов Ломбардии или Нью-Йорка, и личные потери до сих пор служат назиданием для незначительного меньшинства сограждан. Очевидно, что самоизоляция нарушается всё чаще, а во многих провинциальных городах и всегда носила призрачный характер. Как же не начаться новому всплеску? 

Скорость распространения вируса зависит от двух вещей: количества носителей и частоты контактов. С момента объявления первой нерабочей недели в России активных носителей коронавируса стало почти в сто раз больше. Сократилось ли настолько же число контактов, чтобы нивелировать этот рост? Скорее, наоборот. Усталость от бесконечного сидения дома с неясными перспективами толкает людей всё чаще нарушать режим и всё менее бдительно относиться к гигиене. То есть, оба указанные выше фактора толкают эпидемию к ускорению, а не к спаду. Даже поправка на возрастающие масштабы тестирования (что помогает раньше выявлять заражённых более оперативно изолировать их от общества) вряд ли добавит к нашему прогнозу оптимизма.

 Вывод первый: при нынешних вялых мерах, когда запреты носят рекомендательный характер, а самоизоляция и ношение маски – дело добровольное, никакого «плато» мы не дождёмся и никакого «пика» не пройдём.   Эпидемия продолжит разрастаться и затянется на многие месяцы.

Вывод второй: у нас нет никаких оснований для смягчения изоляционных мер. По мере умножения активных носителей (а их число только за последние три недели выросло на порядок) риск новых заражений возрастает. Надо не смягчать, а срочно ужесточать карантин.

Вывод третий: по собственной инициативе наше гражданское общество ужесточить карантин не станет. Мы  уже теряем терпение и не можем сохранить даже тот уровень самодисциплины, который был в начале апреля. Уговаривать нас добровольно сидеть дома ещё месяц или два, при том, что полтора месяца сидения ничуть не приблизили страну к счастливому исходу – бессмысленно. А поддаться настроениям утомлённых людей и вернуться к прежней жизни – ещё хуже. Это равносильно капитуляции перед коронавирусом.

Вывод четвёртый: если правительство намерено победить эпидемию, а не продолжать погружаться в бесконечное эпидемическое болото, пора взять на вооружение китайский опыт (см. "Как Китай победил коронавирус)"). Надо срочно ввести безвылазный и обязательный для всех уханьский карантин во всех регионах, где уже наблюдается более 1 заражения на 1000 человек, а  в других строго запретить выход из дома без перчаток и маски. Только такие суровые меры дают возможность увидеть свет  в конце туннеля и через два месяца свободно выйти на улицы, как вышли жители провинции Хубэй.

Если резать хвост всё равно придётся, глупо резать его по частям.  

Владимир ТИМАКОВ

 


Категории: Здоровье, Общество

Постоянный адрес новости:

http://timakov.org/news/863200613.html





Добавить комментарий


  Вы не авторизированы : загружена форма быстрого ответа
Ваше имя:


Искать:



Видеоблог Владимира Тимакова


Портал Tulanet.RU © Владимир Викторович ТИМАКОВ

© Дизайн, программирование, В.Б.Струков, 2012

Управляется CMS m3.Сайт