/ Новости  / Засечный Рубеж / Совет Домовых комитетов /


Владимир ТИМАКОВ, официальный сайт


Битва с пандемией: герои труда и герои пиара

 

Сейчас, когда катящийся по планете вал эпидемии вот-вот накроет Россию, становится очевидной уязвимость и порочность избранного нами пути

 

Эпидемия коронавируса стала настоящей проверкой для каждой страны мира. Каждое национальное сообщество с удивительной ясностью обнажает свои сильные и слабые стороны, отвечая на грозный вызов.

Уникальную прочность своей цивилизации и эффективность избранного пути продемонстрировал Китай, который мог стать мировым эпицентром бедствия, а стал первой страной, победившей первую волну инфекции.  Причиной тому не только тотальная заорганизованность и перекрестный самоконтроль китайцев, над которыми поначалу с небывалым снобизмом глумились западные СМИ. Одна из важнейших составляющих китайского успеха в сопротивлении коронавирусу – всесторонне развитые и готовые к динамичным изменениям производственные мощности.

В нужный момент китайская индустрия смогла совершить немало производственных рекордов. Сюда можно записать и строительство Уханьской инфекционной больницы в недельный срок, и скоростное освоение новых видов лекарств, и поставку небывалого количества дезинфицирующих средств (что позволило мыть улицы городов с помощью уборочных машин). Но самый яркий пример, который особенно важен для нашего Отечества, – пошив гигантского количества защитных масок.

Только за февраль производство медицинских масок в КНР выросло в четыре с половиной раза, с 20 до 110 миллионов штук в день. К концу марта оно уже в десять раз превышало прошлогодний уровень (подробности см. www.kommersant.ru). С начала года в стране производство столь нужной в разгар эпидемии продукции освоило 9 тысяч новых предприятий. Сейчас КНР не только обеспечивает масками собственное огромное население  (в провинции Хубэй, несмотря на ликвидацию угрозы,  граждане продолжают выходить на улицы, дисциплинированно закрывая лицо), но и стал крупнейшим экспортёром медицинских масок (например, только 29 марта и только в США поставлен миллион изделий).

Это достойный венец упорного труда китайцев, много лет подряд превращавших свою страну в крупнейшую мастерскую мира. Их успех вполне можно сравнить с успехом наших дедов и прадедов, когда огромный оборонный потенциал, раскрывшийся в 1941-45 годах и поразивший своими масштабами, как наших врагов, так и наших союзников,  достойно увенчал напряжённый труд трёх предвоенных пятилеток. 

Сейчас, когда катящийся по планете вал эпидемии вот-вот накроет Россию, становится очевидной уязвимость и порочность избранного нами пути. Вместо развития реального сектора экономики и подготовки к реальным вызовам времени, наша элита преуспела в совсем ином: искусном манипулировании общественным мнением. Продвижение по карьерной лестнице гораздо больше зависело от приукрашенных показателей на выборах, чем от производственных или научно-технических достижений. Собственно, наши губернаторы и мэры почти не имели  ресурсов для развития  экономики (ведь прямые инвестиции у нас считаются исключительной прерогативой частного бизнеса), зато были в избытке наделены инструментами  пропаганды и агитации. Иными словами, мы не научились создавать реалии, зато преуспели в создании иллюзий. И сегодня, в час испытаний, схватились за проверенное средство.

Речь хотя бы о тех же пресловутых масках. Их производство в России ничтожно – Валентина Матвиенко с неуместной гордостью рапортовала о полутора миллионах в день (см. например, russian.rt.com). Это значит, что мы, в расчёте на одного пользователя, обеспечены этим первоочередным средством защиты на порядок хуже китайцев, хотя потребность россиян в масках существенно больше – ведь в КНР удалось локализовать эпидемию в одной провинции, а у нас она, похоже, расползётся по всей стране.      

Как же мы решаем эту проблему? А очень просто! Кого вокруг ни спросишь, тебе сразу начнут говорить, что медицинская маска от вирусов не спасает, что она нужна только больным людям, а здоровым ни к чему. При этом собеседники ссылаются на выступления ВИПов по телевидению, на официальные интернет-сайты и даже на заявления врачей.  Мне, как человеку с биологическим образованием, как минимум странно слышать такое мнение. Странно хотя бы потому, что в данный момент подавляющее большинство людей просто не знает, поражены они вирусом или нет. Никто не знает,  к какой категории он относится – к тем, кому надо избежать чужих вирусов, или к тем, кому надо не распространять свои.

Кроме того, маска, конечно, снижает риск заражения – особенно вместе с перчатками и очками. А если бы нам удалось снизить риски заражения хотя бы в два-три раза, скорость распространения инфекции замедлилась бы   многократно – что есть важнейший шаг  к победе. Не случайно китайцы, жители Сингапура и Гонконга, Японии и Южной Кореи в эти дни дружно надели маски. Пока только они, «наивные», не ведающие, что «маски только для больных», смогли остановить эпидемию в своих странах. Казалось бы, надо повторять успешный опыт?

Но нет! Мы пошли другим путём. Разучившись в масштабах государства решать производственные вопросы, научились манипулировать сознанием.  Масок нет, и мы не можем их произвести. Тогда убедим население, что маски не нужны! Пожалуйста, миф сфабрикован и внедрён в головы. Вот только расплачиваться за эту мистификацию придётся уже не распределением депутатских мандатов, а человеческими жизнями.

28 марта министр здравоохранения Мурашко, разрываясь между необходимостью защитить население и дефицитом самых первичных защитных средств, признал, что защитную роль могут сыграть обычные многоразовые маски, пошитые из марли (см.: ria.ru). Вот так, нас-то уверяли, что профессионально изготовленные на заводе бесполезны, а тут самодельно сработанные на коленке – помогут!  

А вот цитата из официальной рекомендации Роспотребнадзора от 30 марта: «Маску должны носить люди, оказывающие медицинскую помощь заболевшим и осуществляющие уход за ними» (rospotrebnadzor.ru). Для чего, ведь они же не больны? Разум робко подсказывает: наверное, чтобы не заразиться. То есть, маски всё-таки выполняют защитную функцию. И если они действенны рядом с кроватью тяжелобольного, если способны уберечь от постоянного потока вирусов, кишащих в организме в разгар хвори, то уже тем более помогут при случайной встрече в магазинной очереди с человеком, у которого инфекция только-только начала развиваться. 

Убеждение, что маски нужны только больным – банальный миф, созданный по типу: «наш лучший кандидат Иван Иванович, а остальные просто не нужны». Сегодня это миф работает в пользу коронавируса, потому что миллионы людей, ободренных мантрой «здоровым маски не нужны», выходят на улицы открыто и создают удобную среду для распространения инфекции. Привычка создавать виртуальную видимость благополучия может обернуться катастрофой в реальности.

Что нужно было делать, на мой взгляд, даже в условиях упадочного состояния швейной промышленности? Прежде всего, не дезинформировать людей. Многие бы призадумались: нет маски – лишний раз не рискну выйти даже за нужными вещами.

Во-вторых, даже те ограниченные мощности, которыми располагает российская промышленность, можно было мобилизовать для массового производства масок. Если даже дома, на коленке, можно изготовить что-то полезное, то уже в цехах, где пока шьют пальто или майки, и подавно это возможно. 

В-третьих, не лишне организовать массовый пошив тех самых марлевых многоразовых масок на дому. Если в войну даже дети шили рукавицы для фронта, почему сейчас не кинуть такой же призыв, занять делом на вынужденных каникулах тысячи соотечественников?

И, наконец, объявить государственную монополию на оборот масок. Заставить всех спекулянтов, создавших у себя товарные запасы, сдать их, например, по 10 рублей за штуку – и выдавать организованно тем, кто больше других в них нуждается. А это, прежде всего, люди, по долгу службы, пропускающие мимо себя человеческий поток, – даже в условиях безвыходного карантина таких наберётся немало. Если в годы войны Черчилль смог осуществить временную национализацию  всех мощностей, связанных с авиационной промышленностью, и благодаря этому выиграл воздушную битву за Англию – то неужели мы в минуту угрозы окажемся либеральнее британского лорда?

Почему эти полезные  меры пока остаются только мечтой? Да потому, что мы уже три десятилетия идём путём, исключающим подобные подходы. Возможно, испытания, через которые предстоит пройти России, отрезвят наше общество, и сама жизнь властно внесёт в русскую модель развития те коррективы, которые не желала вносить элита.

Владимир ТИМАКОВ



Искать:



Видеоблог Владимира Тимакова


Портал Tulanet.RU © Владимир Викторович ТИМАКОВ

© Дизайн, программирование, В.Б.Струков, 2012

Управляется CMS m3.Сайт