Бог или коронавирус
Григорий Глушенков
Демонстрируя такую «праведность», мы уподобимся не исповедникам, а террористам…
Эпидемия оказалась настоящим искушением для православных верующих. До сих пор мы не сомневались, что при святом причащении заразиться невозможно. Поэтому меры предосторожности, которые Русская церковь потребовала соблюдать во время евхаристии, у многих вызвали глухой ропот. А уж когда Патриарх Кирилл призвал не ходить в храмы на Пасху, ропот и вовсе перешёл в возмущение. Тут и там коронавирус стал восприниматься как орудие дьявола, с помощью которого враг рода человеческого хочет уничтожить Православную церковь, а священники, которые не верят в силу молитвы и выполняют требования Росэпиднадзора, – чуть ли не как коллаборационисты и предатели.
В своей крайней форме вопрос ставится именно так: кто, по-Вашему, сильнее - Бог или коронавирус? Если Вы верите во всемогущество Божие, посещайте храмы, прикладывайтесь к иконам и причащайтесь беспрепятственно, а если отдаёте приоритет силе коронавируса – тогда сидите дома без Святых даров, только не называйте себя христианином.
Постановка вопроса сколь страстная, столь и ложная, показывающая, как далека фанатичная вера в ритуал от подлинного духа учения Христова.
Мы ни минуты не можем сомневаться во всемогуществе Творца и убеждены, что если Ему будет угодно, Он убережёт нас от любой инфекции, как и от любой иной опасности. Но вспомним, что Христос, вознесённый на крыло храма, не стал демонстрировать сверхъестественную силу и не бросился вниз по наитию духа лжи. Что ответил Он, когда лукавый шептал: «Упади, с тобой же ничего не случится?» Конечно, Сын Божий мог без труда преодолеть физический закон тяготения, как и сегодня может преодолеть биологический закон заражения, но… «Не искушай Господа Бога Твоего», - таков был ответ Иисуса, запечатлённый в четвёртой главе Евангелия от Матфея.
Похоже, те люди, что сегодня готовы бросаться с крыла современных храмов в бездну коронавирусной эпидемии, забыли эту заповедь? Или полагают себя святее самого Христа?
Мы верим, что евхаристия служит спасению и нашей души, и нашего тела. Но, всякий раз приступая к святому причастию, с трепетом повторяем слова: «Огнь бо есть, недостойные попаляй…» Можем ли мы, клирики и миряне, считать себя настолько достойными, что гарантия от «попаления коронавирусом» уже лежит в нашем кармане? Не случится ли так, что, по нашим грехам, Святые Дары не смогут нейтрализовать инфекцию, и вирус войдёт в нас вместе или вместо благодати? Чтобы ответить на последний вопрос отрицательно, надо быть абсолютно уверенным в собственной святости, а как раз такая гордая уверенность для православного человека совершенно невозможна.
Среди грехов «коронаотрицателей» самый очевидный – непослушание священноначалию. Если сам Патриарх призвал нас воздержаться, какого более высокого гласа мы ждём? Кто-то может полагать, что до него знаки с неба доходят помимо Патриарха и соборного мнения Церкви, но такое мнение – признак уже упомянутой выше гордыни, а вовсе не святости.
Эпидемия, как и прочие беды, это испытание, которое послано нам не для раздувания самомнения, а для проявления любви к ближним. Верующий христианин ограничивает свой круг общения и соблюдает меры предосторожности не потому, что бережёт себя, а потому, что бережёт своих близких, весь свой народ. Отказываясь от привычного, во многом приятного распорядка жизни, он сам прерывает цепочку распространения гибельного поветрия и показывает пример воздержания другим. Это подлинная забота о ближних, в том числе о наших неверующих и маловерующих братьях, которые, видя переполненные храмы, вправе задаться вопросом: а почему тогда закрыты стадионы, театры, цирки? Мы обязаны подавать пример спасения, а не толкать людей к гибели. Если все начнут пренебрегать правилами, прикрываясь любыми, пускай самыми высокими мотивами, смерти соотечественников умножатся многократно.
Те верующие, что выставляют напоказ свою смелость и готовность приходить к Таинствам, невзирая на эпидемию, порой чувствуют себя праведниками посреди отступников. Но давайте помнить, что истинные православные праведники шли на смерть за Христа сами, а не толкали к смерти других, умножая горести и скорби ближних. Если же мы «во имя Христово» будем содействовать распространению коронавируса, то уподобимся не исповедникам первых времён, а современным террористам, которые, прикрываясь своей фанатичной верой, обрекают на гибель множество невинных.
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Допустим, не всякий способен ограничить себя во имя незнакомых людей, которых рискуем погубить своим небрежением. Но давайте хотя бы позаботимся о наших священниках! Православный пастырь, даже при личном соблюдении всех возможных санитарных мер, не может отказать тем, кто желает немедля получить благодать в Церкви. Потому священники, продолжая служить и выполнять требы, находятся словно на передовой и гибнут чаще всего. В синодике Русской Народной Линии поминаются уже 53 клирика и инока, умерших в разгар эпидемии с симптомами коронавируса. Среди них десять насельников Свято-Троицкой лавры, включая её главного врача, игумена Тихона (Барсукова) (см. Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса). И это, к великой горести, только начало скорбного мартиролога – эпидемия продолжает свирепствовать на русской земле.
Если мы продолжим упорствовать в гордыне и продолжим пренебрегать санитарными правилами, содействуя распространению вируса и увлекая на путь небрежения других, грех новых смертей будет и на наших душах.