Миллионы исчезнувших стариков
Из-за тупой экономии на людях правительство недосчиталось восьми миллионов работающих пенсионеров и упустило около триллиона рублей в налоговых доходах.
Выступая минувшей осенью на встрече «Большой двадцатки», бывший министр труда Максим Топилин заявил, что в России 7,3 миллиона работающих пенсионеров (см. https://www.rbc.ru/society/01/09/2019/5d6b66799a79477c14db115). Всего четыре года назад их, по данным Росстата, было 15,3 миллиона. На протяжении 2010-2015 годов цифра ежегодно увеличивалась более чем на полмиллиона в год (https://www.factograph.info/a/29314175.html). Что же произошло на рубеже 2015 и 2016 годов? Куда исчезли восемь миллионов трудящихся стариков?
Нет, это не таинственная болезнь скосила ветеранов и не чиновные кудесники жонглируют статистикой. Большинство пожилых тружеников работает на прежних местах, только нелегально. Массовый уход в тень начался сразу после того, как правительство прекратило индексировать их пенсии. Когда разразился кризис, Минфин начал искать пути экономии. Решили, что если человек на пенсии продолжает работать, то с голоду точно не помрёт – зачем ему ещё пенсию индексировать? Так, с января 2016 года начали экономить на работающих пенсионерах. Много ли наэкономили?
Если считать недоплаченные пенсии – немало. Сейчас семь с лишним миллионов граждан (тех, что остались трудиться легально) каждый месяц недополучают примерно по две тысячи рублей. Это около 15 миллиардов экономии в месяц и 180 миллиардов в год. Нехилая прибавка в закромах Пенсионного фонда!
А сколько при этом потеряли? Восемь миллионов ветеранов больше не числятся работающими. Следовательно, на их фонд оплаты теперь не начисляется единый социальный налог. Даже если предположить, что средняя зарплата работающего пенсионера невелика,- вдвое меньше средней по стране или всего-то 20 тысяч рублей,- то и с такой ставки каждый месяц в Пенсионный фонд должно капать по 5 600 рублей налогов. С восьми миллионов потерянных налогоплательщиков – минус 45 миллиардов в месяц или 540 миллиардов в год! Получается, потеряли горе-экономисты Минфина в три раза больше, чем сэкономили!
А ещё ведь не поступает подоходный налог, нет отчислений в Фонд медицинского страхования, в соцстрах… Это ещё почти 500 миллиардов рублей убытка в казне. Одной рукой 180 миллиардов у стариков отняли, другой – на триллион с лишним Родину облапошили. Ай да профессиональные управленцы, ай да экономисты во главе страны!
Дожили мы наконец-то до перемен: новое правительство пришло на смену старому. Кажется, есть шанс исправить ошибки прежних горе-менеджеров. Одним ударом можно и казну пополнить, и любовь народа снискать. Но что-то и новый кабинет пока не торопится индексировать пенсии работающих пенсионеров.
Хотя тема уже овладела умами. Когда Путин предложил обязательную индексацию пенсий в Конституцию занести, первый вопрос возник: а работающим тоже? И сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок, сама Талия Хабриева возьми да и скажи во всеуслышание: «Конституционные правила формулируются без изъятий!» То есть, индексировать придётся?
По закону это, знамо дело, так – но у нас разве Конституция главный закон? Конституция – это жена царевича Константина, об этом ещё с восстания декабристов хорошо известно. А главный закон – это мнение власти, не персональное чьё-то, а вообще. Как говорится в таких случаях: «Есть мнение…» И палец вверх поднимается – то ли на потолок указывает, то ли на царя, то ли на небесных покровителей. И не поспоришь с таким мнением, потому что спорить не с кем.
Вот и сейчас есть мнение – не надо индексировать. Новое правительство уже дало отрицательный отзыв на законопроект об индексации, который внёс в Госдуму единственный сенатор от КПРФ, орловчанин Василий Иконников. Два года назад группа депутатов от ЛДПР уже вносила аналогичную поправку – и тоже получила отрицательное заключение, тогда ещё от кабинета Медведева. А по большому счёту, какая партия законопроекты не вноси – большинство всё равно за «Единой Россией». Как им скажут голосовать «оттуда» (это куда палец безымянный показывает), так оно и будет.
Пока же «единороссы» гордятся своими «реальными малыми делами». 20 февраля Госдума приняла-таки решение об индексации пенсий работающим – но не всем, а крохотной горстке. Тем, что работают опекунами в собственных семьях и получают в качестве скромной зарплаты 3-5 тысяч рублей. За опеку над собственными брошенными внуками или дряхлыми родителями. Даже этот скудный паёк считался у нас заработком и на протяжении четырёх предыдущих лет лишал человека права на индексацию честно заработанной пенсии. Теперь эта несправедливость устранена. Реальное дело, ничего не скажешь. Но очень малое. Тридцать тысяч человек осчастливили – на фоне 15 миллионов это капля в море.
И всё же – капля камень точит. Надо поддержать инициативу Иконникова и одобрить правовое толкование Хабриевой. Давайте слать телеграммы по адресу: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1, Государственная Дума или отправлять электронные письма на stateduma@duma.gov.ru
С текстом мудрить не стоит. Всё и так ясно: поддерживаем индексацию пенсий работающим пенсионерам. Давно пора!
Это только кажется, что один голос ничего не решает. Когда ситуация качается на весах, каждый голос может склонить чашу в нужную сторону. Навалимся все вместе! Шанс на победу есть. Слишком уж очевидна ошибка, допущенная экономическим блоком прежнего правительства.
Владимир ТИМАКОВ