Украденный рай
Прошлым летом мы с семьёй впервые после кризиса 2008 года побывали за границей, отдохнули в Болгарии. Тридцатью годами раньше в этой же стране и почти в том же самом месте отдыхала моя свекровь.
Тогда, в советские ещё времена слова «за границей в Болгарии» звучали не очень серьёзно. «Курица не птица, Болгария не заграница»,- такая ходила шутка. Эту небольшую страну на тёплом побережье Чёрного моря даже называли «шестнадцатой республикой СССР». Другое дело – сейчас. Сейчас Болгария член Евросоюза, и мы могли сказать, что отправляемся в самую настоящую Западную Европу, во всемирный оазис буржуазного благополучия.
Правда, свекровь и в советские времена была своей поездкой очень довольна. «Там просто рай, в Болгарии»,- напутствовала нас она,- «каждая семья имеет двухэтажный дом, увитый розами. В ресторанах очень культурно, кормят вкусно, пьяных нет, все модно одеты». Короче, не страна, а мечта для простого советского инженера, живущего в «хрущёвке», стены которой украшены чаще всего не розами, а скабрезными надписями.
Можно было ожидать, что сменив строй и примкнув к авангарду человечества в лице Евросоюза, Болгария и вовсе окунётся в океан счастья. Причастность к Европе – и впрямь главный предмет гордости болгарских политиков. Тут и там можно увидеть синие флаги с кольцом европейских звёздочек, а также всяческие плакаты и рекламные щиты, сообщающие об успешном выполнении совместных социальных программ с ЕС. Но вот действительность довольно сильно отличается от рекламы.
Не буду делать страшные глаза: Болгария нам понравилась. Солнце, тёплое море, цветущие розы, золотой песок, дешёвые фрукты, вкусные национальные блюда в многочисленных кафе,- что ещё нужно для счастливого отдыха? Но, валяясь на пляжах и закусывая «печёными чушками» мы успевали замечать, как живут простые болгары.
Снова не буду обещать читателю апокалиптических сцен. Живут болгары не так уж и плохо. В самом деле, у многих семей есть двухэтажные частные дома. Эти симпатичные особнячки, действительно увитые розами, прячущиеся в тени абрикосовых деревьев, черешен и грецких орехов, могли бы составить предмет зависти для многих наших соотечественников.
Но! – у всех встреченных нами симпатичных особнячков была одна общая, подозрительная черта. Все они были СТАРЫЕ, явно построенные ещё к приезду моей свекрови. Мы не видели роскошных вилл «новых болгар», сравнимых с жилищами «новых русских», которые тут и там можно обнаружить вокруг Тулы, да и в самом центре города. Может быть, такие виллы в Болгарии и есть, просто эти «новые болгары» живут в каких-то заповедных местах, куда мы не попали. Но даже в старых кварталах мы не заметили не просто ни одной новостройки, но ни одного дома, которому на вид можно дать меньше двадцати лет! Как так? Жильё в частном секторе совсем не обновляется? Ведь у нас, если пройтись по улицам Глушанок (совсем же не элитный квартал) за последние 20 лет обновилась чуть ли не половина домов…
Болгарские же домики при внимательном рассмотрении казались облупленными, облезлыми, какими-то угасающими воспоминаниями о былой роскоши. Мы поинтересовались доходами местных жителей. Выяснить это оказалось не так-то просто, многие болгары стеснялись признаваться в своей бедности. Оказалось, что их пенсии на наши деньги составляют около 4-5 тысяч рублей, а средние зарплаты – порядка 10 тысяч. Учитывая дешевизну балканских продуктов, особенно фруктов и овощей, с голоду при таком пансионе не помрёшь, но во всём остальном не шибко разгуляешься! Какие уж там новые дома, тут на побелку старых стен денег не хватит…
Бензин в Болгарии вдвое дороже, чем у нас. Проезд в разбитом микроавтобусе типа старого советского «ПАзика» (а это единственный в курортном городе общественный транспорт!) – на наши деньги 20 рублей. Никаких льгот для пенсионеров и детей нет. Стоит старику один раз в день выбираться в центр города – и четверти пенсии за месяц как не бывало! Что же говорить про мам с детьми, которых надо возить в школу и на какие-нибудь развивающие кружки? Может быть, поэтому мы несколько раз видели на улицах города семьи, перемещающиеся на телегах, запряжённых поджарыми лошадками?
Как объяснили наиболее сведущие граждане, заводы, которые раньше обслуживали весь соцлагерь и производили зубную пасту «Поморин», знаменитые болгарские голубцы и консервированный перец, электрокары и ЭВМ, теперь закрылись или дышат на ладан. В Евросоюзе они оказались не нужны, как не нужны болгарские черешни и помидоры – в Италии и Испании свои плоды ещё раньше вызревают. Даёт работу только то, что связано с обслуживанием туристов, а производство теплится там, где ваяют национальную экзотику для иностранцев – глиняные горшки, шерстяные шапочки, плетёную соломку, розовое варенье.
Цены после вступления в Евросоюз стремительно растут, догоняя европейские. Восемь лет назад, по отзывам знакомых, местные продукты были вдвое дешевле, чем в России,- теперь же отстают только на четверть или треть. Большинство промтоваров стоит столько же, как у нас. Цены на бензин и электричество уже приближаются к европейским. Зарплата же, судя по всему, к европейской приближаться не собирается, а скорее подтягивается к африканской или среднеазиатской.
Да, болгарская природа нам, северянам, напоминает рай, но, судя по уровню жизни, они свой рай уже потеряли. На городских окраинах мы часто видели дома, подлатанные какими-то странными, «левыми» кирпичами низкого качества. Что же будет с этим вчерашним раем, когда старые дома совсем обветшают? Неужели вместо них вырастут лачуги из такого полуремесленного самана?
Когда мы вернулись из отпуска, из-за границы в Тулу приехала моя подруга,- она работает в школе для детей российских дипломатов в одном из африканских государств. Русские в Африке, вдали от Родины, часто знакомятся и дружат с болгарами, ведь наши языки похожи, а круг общения невелик. А ещё и болгары и русские дружат с украинцами,- по крайней мере дружили до известных событий.
Так вот, когда русские ещё дружили с украинцами, и вместе с ними дружили с болгарами, а Майдан в Киеве уже принял нешуточный оборот, у работников посольств состоялся очень поучительный разговор.
- Не ходите в Евросоюз,- сказал украинцам старый болгарин. – Ничего хорошего вас там не ждёт.
- Как же так!- возмутились украинцы,- А европейское качество производства?! А европейский уровень жизни?!
- Чепуха,- возразил болгарин. – Никакого производства вам не оставят, оно в Европе не нужно. И никакого уровня жизни у вас не будет. Мы это уже попробовали.
- Но тогда мы просто поедем в Европу без визы и устроимся там на работу!
- Мы тоже так думали, но болгар там берут только посудомойками и дворниками. Про свои дипломы педагогов, врачей и инженеров можете забыть. Восемь миллионов болгар не могут все устроиться посудомойками и дворниками, эти места уже заняты. Куда же денутся сорок миллионов украинцев?
- Почему же тогда Вы не выйдете из Евросоюза, если там болгарам так плохо?- удивились украинцы.
- Потому что нам теперь никто не разрешит никуда выйти.
- Кто не разрешит? Ведь в Евросоюзе демократия!
На этот вопрос болгарин ничего не ответил, а только грустно посмотрел на сторонников Майдана.
Я вспомнила этот разговор сегодня, когда по вине болгарской стороны сорвалось строительство газопровода «Южный поток». Эта стройка сулила обедневшей Болгарии хорошо оплачиваемые рабочие места. А потом каждый год в бюджет страны должна была капать круглая сумма за транзит российского газа. Но Болгарии просто не разрешили заработать. В Европу её взяли не равноправным партнёром, а посудомойкой по вызову.
И это очень-очень грустно. Особенно если учесть, что бронзовый русский «Алёша» всё ещё стоит на своём посту, и болгарские девчата ещё изредка приносят цветы к знаменитому памятнику. Но маленького земного рая, который «Алёша» помог завоевать болгарам, уже не существует.
Анна СОЛОВЬЁВА
декабрь 2014 г.